Мифы о непослушании детей

Статью проверил доктор медицинских наук
Голубев Михаил Аркадьевич

Дети бывают послушными, а бывают бунтарями, непоседами и такими, которые не дают родителям скучать и расслабляться. Во все времена взрослые искали эффективные методы воздействия на ребёнка, с целью добиться от него послушания. Что оно дает родителям? Чувство спокойствия за то, что с ним ничего не случится, а это значит:

  • я тоже могу расслабиться;
  • я хороший родитель, потому что, мой ребёнок послушно выполняет все правила и требования.

Думать и считать так — ошибка. Родительский авторитет и его характеристика как «воспитателя» мало связаны с тем, хорошим является родитель или не очень.

Поиски взрослых людей относительно методов и способов воздействия на детское поведение привели к появлению множества мифов, которые, если им слепо следовать, могут существенно испортить детско-родительские отношения и заставить ребёнка, когда он немного подрастет и окрепнет, «сбежать» из-под опеки.

Какие мифы в отношении воспитания детей являются особенно вредными? Что можно противопоставить им? Как перестать следовать мифам и воспитывать ребёнка так, чтобы непослушание не доставляло много хлопот, а простые требования взрослых выполнялись?

Ребёнок всегда должен слушаться

Ребёнок всегда должен слушаться

Так считают приверженцы авторитарного стиля воспитания. На первом месте у них — поведение детей, а на последнем — их чувства и желания. Сторонники этого мифа пропагандируют то, что дети должны безоговорочно выполнять все, что просят и требуют взрослые люди. Если следовать этому принципу, то, станет понятным, что детские эмоции и потребности не являются важными для родителей. Поведение ребёнка может восприниматься как отражение родительской значимости.

Если воспитывать ребёнка в таких условиях, то можно, в итоге, прийти к тому, что он «сломается» и забудет о том, что у него есть свое мнение и точка зрения. Дети, от которых требовали безоговорочного послушания, часто вырастают во взрослых людей, обладающих следующими характеристиками:

  • неуверенность в себе и своих силах;
  • невозможность сказать слово «нет»;
  • неспособность постоять за себя;
  • недоверие своим чувствам и желаниям;
  • признание чужого авторитета, если за ним — власть и жесткий характер.

Таким людям трудно достигать жизненных целей, и они часто подвергаются манипуляциям со стороны. Ими легко управлять, ведь, «безоговорочное послушание», без оглядки на собственное мнение — у них в крови.

«Вот я в твоем возрасте…»

Некоторые родители часто сравнивают своих детей с собой и применяют к ним те же методы воспитания, которыми пользовались их родители. Например, мать или отец недоумевают, почему их ребёнок не ведет себя так, как они в детстве, когда они применяют к нему «проверенные» методы — ставят в угол и ждут, что он придет просить прощения. «Странно — думают они — почему он не спешит? Я в его возрасте, старался поскорее извиниться, чтобы меня отпустили поиграть».

Дети не должны походить на своих родителей абсолютно во всем. Более того, они могут от них отличаться, и это является нормальным. Каждый ребёнок обладает набором индивидуальных черт и особенностей, которые нужно учитывать при воспитании и наказании. Если хорошо понимать своего ребёнка, знать, какой он по характеру, то, понять, что будет работать именно с ним — не так сложно. Главное, что должны сделать родители — перестать ожидать от детей того, что они во всем будут повторять их в детстве.

Любовь вредит дисциплине

Любовь вредит дисциплине

Этот миф придумали те, кто боится «перелюбить» ребёнка. Сначала родители не берут его на руки, когда он кричит в кроватке, боясь приучить к рукам, потом, все меньше целуют и обнимают, чтобы « характер не испортился от любви», позже — не радуются вместе с ним, боясь, что он «расслабится и сядет на шею». Следование этим убеждениям приводит лишь к одному — ребёнок страдает от недостатка любви, внимания и родительской близости, думает, что его не любят.

Иногда, дети не отчаиваются и стремятся получить внимание родителей любыми путями — через драки с одноклассниками, «двойки», вредные привычки, грубость, уходы из дома и так далее.

Следует помнить о том, что, испортить ребёнка любовью невозможно. Родители могут сделать это отсутствием границ в воспитании, когда детям бездумно позволяется все, и никто не учит их «что такое хорошо и что такое плохо», если есть такая необходимость. Во всех остальных случаях любовь не портит дисциплину.

Наказание воспитывает послушание в детях

Чем чаще и строже наказывать детей, тем более послушными они станут. Этот миф «живет» среди тех, кто является приверженцем силовых методов воспитания — многочасовых нотаций, физического и эмоционального давления. Причем, сами родители не считают, что они унижают личность ребёнка, когда нарушают его границы. Они думают, что выполняют родительский долг и учат слушаться старших.

Так же, как, насилие порождает насилие, ребёнок, который в силу возраста и зависимости, вынужден принимать любое неуважительное отношение в свой адрес, понимает, что сильным и правым является тот, у кого есть власть над другими. Тогда, у него есть два пути к взрослению:

  • стать слабым и вечно находиться в состоянии подчинения, потому что так безопасно;
  • начать обладать силой и властью, чтобы подавлять других и чувствовать себя при этом значимым и нужным.

В обоих случаях ребёнок не становится счастливым, отношения с окружающими у него не складываются, потому что, в первом случае люди не уважают его за слабость, а во втором — не любят, но остаются рядом, потому что боятся.

Родители должны контролировать детей

Родитель должен знать все, что происходит с ребёнком — так считают последователи следующего мифа. Некоторые верят в него долгое время и даже тогда, когда ребёнок давно вырос и завел свою семью — они вмешиваются в его жизнь, советуют, с кем жить и где работать. Зачем они делают это? Чтобы обезопасить себя от ненужных волнений или, бессознательно, удовлетворить чувство собственной значительности, ведь они верят в то, что «Если у моего ребёнка все хорошо, значит, я хороший родитель».

Контроль допустим и нужен в воспитании, однако, чем старше становятся дети, тем меньше его должно быть. В обратном случае, родители транслируют детям, что те, сами, ничего не умеют. Когда ребёнок чувствует доверие к себе, а родители его поддерживают и помогают, если он просит, в нем развивается уверенность, ответственность и самостоятельность.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Читайте далее

Болезни, возможные в поезде: профилактика ОРВИ и инфекций

Чтобы долгожданный отпуск с поездками на море или путешествиями за границу не омрачили различные болезни, нужно знать их причины.

Стирка детской одежды без опасности развития аллергии

При стирке детских вещей, особенно если это дети раннего возраста, необходимо соблюдение ряда правил, защищающих от аллергии.

Какие экологичные и не токсичные продукты помогают неплохо справляться с уборкой дома?

Считаете бытовую химию опасной для здоровья? Используйте вместо неё экологичные и не токсичные продукты.

Метабиотики являются помощниками исключительно желудочно-кишечного тракта или всего организма?

Как микробиота кишечника, начиная формироваться еще во время внутриутробного развития, изменяется в течение всей жизни, стараясь адаптироваться к воздействующим на нее факторам: подробно об этом в статье MedAboutMe
Опубликовано 14.02.2019 17:01, обновлено 17.04.2020 18:17
Рейтинг статьи:
4,3

Использованные источники

Общая психология / Маклаков А.Г. 2008
Экология души: система образования и воспитания / Агаджанян Н.А. // Экология человека 2012 №8

Читайте также

Ремень или вседозволенность: какое воспитание лучше?
Метод кнута: почему вековые традиции физических наказаний перестают сегодня работать и что с этим делать.
Дети-маугли: на воспитании у животных
Дети, выросшие в изоляции от людей и их проблемы. MedAboutMe рассказывает о том, о чем умолчал Киплинг.
Как научить ребенка общаться
Детей нужно учить правилам общения и способам решения конфликтов.
Почему ребенок врет и с ним никто не дружит?
Каким растет ребенок лицемерного типа, согласно теории П. Ф. Лесгафта?
Основные ошибки в воспитании детей и к чему они приводят
Дети должны иметь право на ошибку. Только так у них сформируются жизненные навыки и собственный опыт.
Хорошие привычки ребенка: этикет за столом
Соблюдение этикета и культура еды – это хорошие привычки, способствующие нормальному пищеварению.